СВАМИ ШРИ ЮКТЕШВАР О СУЩНОСТИ ТЕХНИК КРИЯ ЙОГИ
/из книги Свами Шанкарананды Гири "Крия Йога Даршан"/
ПОДЛИННАЯ ТЕХНИКА КРИЯ ЙОГИ
Учение Крия Йоги изучается и постигается по уровням, постепенно. Оно разбито или разделено на шесть стадий, называемых Первая Крия, Вторая Крия и т.д. Новичок начинает с Первой Крии. Позже, после выполнения практики в течение определенного периода времени и при условии достижения необходимого уровня прогресса, человек может получить Вторую Крию и продвигаться таким же образом вверх через более высокие Крии.
Первая Крия является фундаментом, базой, которая позволяет продвигаться по духовному пути. Она даёт доступ к знанию о теле, Душе и чакрах. Она позволяет достичь понимания плотного тела, астрального тела и каузального тела. Первая Крия также даёт понимание дыхания и того, как оно функционирует, а также законов, управляющих дыханием. В Первой Крие содержится основа всех других Крий. Техники, которые её составляют, являются необходимыми инструментами для духовной жизни.
В Крия Йоге являются очень важными три следующих условия:
- Удерживание языка завернутым вверх всё время, пока вы не разговариваете (известно, как кхечари мудра).
- Удерживание позвоночника прямым (в его естественном S-образном изгибе) насколько это возможно всё время, когда вы сидите или стоите. Когда вы стоите, лучше распределять свой вес равномерно на обеих ногах. Если вам нужно нагнуться, можно сделать это, наклонившись вперед, назад или в сторону, или с поворотом, но необходимо всегда возвращаться в положение с прямым позвоночником. Во второй главе Бхагават Гиты Кришна сказал Арджуне: «Ты сидишь как трус, а должен сидеть как воин; держи свой лук поднятым, даже если ты не сражаешься. Всего лишь прямая осанка ослабит твоих врагов, потому что они будут видеть твое состояние готовности». Лук символизирует позвоночник. Здесь Кришна призывает Арджуну всегда держать свой лук прямым как в активной, так и в нейтральной позиции, вместо того чтобы держать его опущенным, сокрушённым и побеждённым.
- Наконец, длинные и глубокие вдохи и выдохи со звуками «и-кара» и «ра-кара», являются третьей наиболее важной вещью в Крия Йоге.
ПЕРВАЯ КРИЯ
Первая Крия состоит из семи шагов/техник:
- Кхечари мудра
- Гуру пранам
- हं स Ханг-са садхана, включающая ॐ аум каусалам
- Махамудра
- «Крия Пропер»
- Паравастха (истинное состояние медитации)
- Джйоти-мудра
Эти семь техник являются основой для всех других Крий, потому что они дают начинающим полный контроль и правильное понимание их собственной праны, дыхания, позвоночника и мозга. Начинающий достигает постоянного состояния осознания божественных света, звука и вибрации, и посредством медитации поднимается над этими тремя божественными качествами. Таким образом, Первая Крия помогает начинающим развивать и поддерживать правильную концентрацию.
Лахири Махасая предписывал ещё одну технику, о которой Шри Юктешварджи время от времени напоминал моему Мастеру. Он использовал эту технику всё время в его повседневной жизни. Эта техника называется шамбхави-мудра, что означает «все возможно».
Состояние шамбхави-мудры можно физически скопировать с того, как сидел Шри Юктешварджи – «с открытыми глазами, однако всё внимание внутри бхру (агня чакра)». Таким образом практикующий может видеть вещи полным или периферическим зрением – его глаза открыты, но всё внимание полностью является отвлечённым от них.
Это состояние бытия также может быть применено и ко всем другим чувствам и органам действия, как например: вы можете слышать, но не слушаете, вы можете говорить, но не разговариваете, и т.д. Когда оно полностью развито посредством практики, оно является конечным состоянием кайвалья, что является лучшим способом правильного отречения.
Это состояние упоминается в Бхагават Гите как «падма-патрам ивамбхаса» (पद्मपत्रमिवाम्भसा). Это означает, что человек может оставаться в мирской жизни и заниматься всеми повседневными делами, и всё же, практикуя эту технику, человек никогда не будет находиться под влиянием своих действий. Так же, как лист лотоса не подвержен воздействию воды, то есть он находится в воде, но остается нетронутым.
ВТОРАЯ КРИЯ
Вторая Крия развивает и регулирует прану и дыхание. Она состоит из пяти различных техник, которые позволяют Криябану (практикующему Крию) правильно найти свои чакры, снять блоки и освободиться от негативного влияния планет, звёзд и кармы, которые заключены внутри позвоночника.
Вторая Крия может дать человеческому существу состояние сабикальпа самадхи: истинное отречение от внутренних элементов. Это означает, что вы сможете полностью быть вовлечены в мирскую жизнь, но, в то же время, полностью отречены от внутренней привязанности к ней. Вы сможете отречься от таких вещей как запах, вкус, зрение, осязание и звук, которые, проявляясь вовне, являются сильно связанными с деньгами, сексом, умом, эго и иллюзиями (см. Бхагавад Гита, гл. четвертая).
Среди всех Крий, Вторая Крия играет особую роль и оказывает колоссальное влияние на социальную жизнь начинающих. Она сокращает и ослабляет все пять элементов. Первая техника Второй Крии пробивает каждую чакру праной. Вторая техника балансирует каждую чакру ритмом (внутренним ощущением) корневых звуков. Третья техника тщательно проходит через все элементы внутри позвоночника таким образом, что звуки элементов очищаются посредством освоения внутреннего алфавита, т.е. внутренних 49/50 дыханий (звуков). На этом этапе Криябан становится способным взаимодействовать должным образом со своим внутренним «Я», которое и создает состояние абсолютного нуля (шуньям). Четвёртая техника является истинной медитацией - состоянием без мыслей, речи, воображения, без качеств и характеристик. Посредством четвертой техники можно достичь самадхи. Последней техникой, следующей за медитацией, является джйоти-мудра, которая отличается от джйоти-мудры Первой Крии. Джйоти-мудра Второй Крии остается неизменной на протяжении всех остальных более высоких Крий.
ВЫСОКИЕ КРИИ
Третья Крия состоит из трёх разных техник. Эти три техники позволяют отсечь те чакры, которые не являются необходимыми для более высокой медитации и сохранять/удерживать только те чакры, которые необходимы для высоких Крий. Первая техника позволяет Криябану оставаться наверху – парить над жизнью (не физическая левитация). Вторая техника позволяет личности отделить себя от тела, остаться наверху и войти в хираньягарбху: золотое лоно внутри нашего черепа. Третья техника позволяет непроизвольно входить в высокое состояние днём и ночью и оставаться в нём.
Четвёртая Крия приводит практикующего к состоянию бездыханности (отречение от дыхания), состоянию господства над жизнью, такому, что даже если его тело будет разрушено, Криябан всегда будет находиться в жизни. Практикующий достигает состояния над жизнью и смертью, над вдохом и выдохом. Этого необходимо достичь в течение этой жизни, до того, как тело будет разрушено, и эта способность поможет практикующему выходить из тела и возвращаться в него не в воображении, а в реальной жизни.
В Пятой Крие практикующий способен гулять по небу, в небесах, в «вакууме» своим сознанием, не в своём воображении или физическим телом. Это состояние медитации должно быть достигнуто ещё при жизни в физическом теле. Его невозможно достичь после физической смерти. После разрушения тела жизнь переходит в преталоку, первую акашу (небеса), но жизнь там уже не имеет могущества или силы влияния. Жизнь здесь протекает во тьме и не имеет сознания. Вся карма приостановлена или заморожена.
Однако, состояние «без опыта», достигнутое в Пятой Крие, происходит не с физическим телом или воображаемым телом, но с чистой самой жизнью. Практикующий становится адаптированным к тому, каковой является жизнь, когда отрекаешься от всей кармы, привычек и от природы – это есть настоящее состояние саньясы. Начинается новое «царство» – неописуемое и неопознанное. Практика устанавливает человека в этом состоянии.
Очень важно всегда двигаться вверх и вниз. Это значит, что вы должны отречься (отказаться) от каждого шага вашего прогресса, потому что ни один из этих шагов не является концом. Оставаться на одном шаге означает быть привязанным к этому шагу.
В Шестой Крие практикующий поднимается над жизнью и смертью. Это называется «прана апанам татха паре», что означает, что потоки жизни (вдох) и смерти (выдох) остановлены. И поэтому нет больше проявлений. Однако это всё ещё является состоянием.
Это является состоянием последнего вечера (шеша сандхья) – последняя тьма перед вашим вхождением в хираньягарбху. Например, Иисус пребывал в полнейшем одиночестве в свою последнюю темную ночь перед тем, как он был предан Иудой. Затем, после хираньягарбхи, приходит первый вечер – первая тьма (пратхама сандхья). Другими словами, полный цикл начинается заново.
Хираньягарбха является состоянием абсолютного нуля. С этого момента невозможно иметь никаких проявлений. Каждый шаг является проявлением только лишь нуля – может существовать бесконечное количество нулей, но никогда ничего большего, чем ноль. 0+0+0…=0. Здесь больше нет ни первого, ни последнего. Это и есть конец Йоги.
В этом конце состояние нирвикальпа самадхи обрушивает сверхъестественную силу, суперэнергию, берущую своё начало из родничка (сахасрары) и протекающую по позвоночнику к копчику (муладхару), в Землю. Это и есть Седьмая Крия, которая является состоянием кайвальям – уникальности жизни, нирваны. Священные сутры говорят, что это является состоянием нирбиджи – отсутствия семени, т.е. нирвикальпа самадхи.
О ЦЕЛЯХ И РЕЗУЛЬТАТАХ В КРИЯ ЙОГЕ